Сергей Шихов, технический директор «А‑КОНТРАКТ»:
Требования к надежности становятся очередным вызовом уже не только для производства специальной (авионика, космос) и автомобильной техники. Аналогичные требования предъявляются и к устройствам гражданского назначения, например к квадрокоптерам.
Разработчикам становятся доступны новые системы расчета параметров в современных средах проектирования, и они получают результаты по надежности, приближенные к «боевым». Производители же, как обычно, заинтересованы в расширении рынков сбыта за счет предложения новых возможностей за дополнительную плату.
История развития электроники показывает: процесс замещения старых типов компонентов на современные неизбежен. Поэтому надо обязательно пользоваться новыми возможностями там, где надежность стоит на первом месте.
В статье представлены многослойные керамические конденсаторы с сопротивлением к механическому растрескиванию, предназначенные для автомобильной промышленности.
Сегодня с постоянно усиливающимся спросом на дополнительные технические возможности в обычных автомобилях и неизбежным ростом числа электромобилей увеличивается количество вызовов, с которыми сталкиваются разработчики электроники: при меньших затратах и сокращающихся конструктивных параметрах MLCC используются все в более жестких условиях и в больших количествах. Это заставляет увеличивать плотность установки компонентов на платы, а также добавляет беспокойства по поводу надежности и особенно вероятности механического растрескивания. Соответственно, разработчикам электроники теперь необходима большая гибкость, которая превышает требования по тесту на изгиб спецификации Совета по автомобильной электронике (AEC-Q200, версия D, 1 июня 2010 года).
Устойчивость к механическому растрескиванию может быть увеличена двумя способами:
В статье будут рассмотрены оба метода, а также проверен способ увеличения механической прочности с FlexiCap.
Материал для контактов FlexiCap — это гибкий эпоксидный полимер с серебряным наполнением, который поглощает механическое напряжение между печатной платой и керамическим компонентом. Компоненты с выводами из FlexiCap выдерживают более высокие нагрузки механического напряжения по сравнению с обычными выводами. Типы механической нагрузки, при которых конденсаторы с выводами FlexiCap создают улучшенную защиту, включают механическое растрескивание (что является самой частой причиной отказов керамических компонентов), а также быстрое изменение температуры.
При тестировании FlexiCap превысил минимальные требования спецификации в соответствии с AEC-Q200 более чем в 2 раза, таким образом, компания Knowles Precision Devices может предложить гарантированное отклонение в 5 мм при испытании на изгиб для компонентов AEC-Q200.
Здесь мы обсудим некоторые причины механического растрескивания в многослойных конденсаторах и те меры, которые могут быть предприняты, чтобы избежать этого при производстве печатных плат.
Из-за хрупкости керамики многослойные керамические конденсаторы в большей степени подвержены избыточным механическим нагрузкам, чем другие компоненты, используемые в поверхностном монтаже. Одна из самых распространенных причин повреждений конденсаторов напрямую связана с изгибом печатной платы после нанесения припоя. Чрезмерный изгиб создает механические трещины в керамическом конденсаторе (рис.1).
Механические трещины (в зависимости от своей величины) могут и не вызвать повреждение конденсатора во время тестирования окончательной сборки. Но через некоторое время влага, проникающая внутрь трещины, может снизить изоляционное сопротивление и вызвать пробой диэлектрика, чтоприведетк выходу конденсатораиз строя. Пример конденсатора, произведенного клиентами Knowles Precision Devices для изучения нарушений, приведен на рис. 2.
Механические трещины возникают из-за избыточной механической нагрузки после того, как конденсаторы припаяны на печатную плату.
Избыточная механическая нагрузка может быть результатом следующих факторов:
Тесты на избыточный изгиб, проведенные с помощью Knowles PrecisionDevices, включая анализ продуктов конкурентов, доказали, что:
Существует только два эффективных способа, позволяющих избежать проблем с механическими трещинами:
Автоматическое тестовое оборудование (АТЕ), функциональное тестирование и тестирование на надежность имеют ограниченные возможности в определении нарушений конденсаторов, возникших из-за механического растрескивания.
На механическую нагрузку может оказывать влияние ряд различных факторов, конструкцией и производством устройства. Эти факторы включают:
На рис. 3–5 даны некоторые рекомендации по ориентации и размещению конденсатора для уменьшения вероятности механического повреждения.
Важно: зона нагрузки обычно находится в пределах 5 мм от края платы или точки фиксации. На рис.6 даны рекомендации по форме площадки для конденсатора, что позволяет снизить вероятность механического повреждения.
Механическое растрескивание происходит после того, как конденсатор был припаян на свое место. Последующее изгибание печатной платы создает механическую нагрузку внутри конденсатора, и если она будет достаточно большой, это приведет к растрескиванию конденсатора.
Когда механическое растрескивание становится причиной отказа конденсатора, потребитель обычно старается проанализировать все стадии производственного процесса, включая обработку и транспортировку, при которых возможны изгибы печатной платы. Если такой этап не очевиден, следующий шаг— удаление образцов конденсаторов с устройства на различных этапах процесса, а затем разделение на части/внутренний осмотр конденсаторов на наличие трещин. Форма механических трещин показана на рис. 1.
Примером стандартного обследования может быть удаление конденсаторов из устройств после выполнения следующих шагов:
Не существует метода, способного на 100% гарантировать обнаружение механического растрескивания конденсатора. Успех проводимого тестирования зависит от величины механических трещин: чем шире трещины, тем больше вероятность отказа.
Приведем несколько примеров тестов, проводимых нашими клиентами: