Система счёта осей (ССО) относится к системам железнодорожной автоматики и телемеханики и выполняет основную функцию контроля занятости/свободности железнодорожного участка – перегонов, сортировочных, подъездных и прочих путей. Помимо этого система счёта осей может предоставлять информацию о количестве осей колёсных пар, проследовавших через счётный пункт, а также технологические и сервисные (о собственном состоянии) данные. Современные системы счёта осей строятся по модульному принципу из микропроцессорных (чаще всего используют микроконтроллеры, но термин устоялся ещё в прошлом веке) устройств различного назначения.
За счёт применения «умных» электронных модулей, позволяющих производить подсчёт осей с минимальными ошибками — в современных системах считается нормой одна ошибка на миллион осей, прошедших через оборудованные участки, — ССО дополнительно решает задачи:
Новые цифровые системы применяются как на строящихся объектах железнодорожной инфраструктуры, так и на частично модернизируемых. На последних системах счёта осей могут быть использованы как «горячий» резерв существующих рельсовых цепей с постепенным вытеснением (вывод из работы с последующим демонтажом) последних.
Система счёта осей работает опосредованно, обрабатывая показания с датчиков счёта осей на счётных постах (Рис. 1).
Датчик счёта осей (ДСО) относятся к напольному (полевому) оборудованию. Большинство современных ДСО, так или иначе, работают за счёт эффекта изменения величины индуктивности чувствительных элементов датчика при наезде на него гребня колеса. Основную функцию контроля занятости участка система счёта осей выполняет, регистрируя число въехавших и выехавших из зоны действия датчика колёсных пар. Предполагается, что в начальный момент времени участок не занят, после этого на счётном пункте регистрируется некоторое количество (N) колёсных осей, и участок фиксируется как занятый. Таким образом, для принятия решения о свободности участка необходимо соблюдение условия регистрации N колёсных пар, покинувших участок.
Датчики счёта осей имеют разные схемы реализации. Так, например, принцип действия ДСО с частотно-модулированным выходом основан на изменении величины индуктивности чувствительных элементов – катушек индуктивности. Катушки входят в электрическую схему частотно-задающих цепочек для генераторной подсистемы. При попадании гребня колеса в зону чувствительности датчика счёта осей параметры частоты генераторной подсистемы изменяются, что и фиксируется решающим устройством. Конструктивно катушки разнесены на определённое расстояние для фиксации направления движения оси. Перед тем как сигнал с ДСО будет подан на решающее устройство, он проходит первичную обработку и переводится в цифровой вид.
Таким образом, датчик счёта осей в данном случае состоит из:
Устройства из п. 2-6 оформляются в единый электронный модуль (модуль2), располагающийся в непосредственной близости от модуля с чувствительными элементами. В некоторых системах счёта осей этот модуль вынесен на уровень счётного поста. В этом случае напольное оборудование состоит только из модуля1, устанавливаемого непосредственно на рельс, а функционал модуля2 частично переходит в модуль1.
С выхода тракта цифровой обработки выводится сигнал, который имеет вид, описанный градуировочной характеристикой (Рис. 2). Сигнал с датчика системы счёта осей интерпретируется решающим устройством в соответствии с этой характеристикой. В начальный момент времени, в отсутствие оси, ДСО выдаёт частоту F0. При приближении оси к индуктивности 1 частота начинает изменяться в сторону увеличения и достигает (F0 + dFmax) при нахождении оси над индуктивностью 1. Далее частота уменьшается до F0 – ось находится над геометрическим центром датчика. При дальнейшем движении в сторону индуктивности 2 частота начинает уменьшаться и достигает (F0 – dFmax) при нахождении оси над индуктивностью 2. При покидании зоны чувствительности датчика частота возвращается к значению F0. При остановке оси над ДСО частота принимает промежуточное значение Fост (которое может быть как больше, так и меньше F0). При движении оси в противоположном направлении процесс изменения частоты носит обратный характер.
В виду того, что компоненты датчика счёта осей работают «в поле» они должны сохранять работоспособность в широком диапазоне температур, влажности и быть устойчивы к вибрациям. Поскольку современные датчики представляют собой электронные блоки, внутри которых имеются печатные платы, со смонтированными на них компонентами – конструкция требует защиты от воздействия указанных выше факторов. Защита осуществляется в том числе на этапе производства электронного блока путём герметизации и принятия других мер влагозащиты конструктивных узлов. Для этого применяется лакирование печатных плат, заливка различными компаундами, эпоксидными смолами.
Далее, в зависимости от типа связного интерфейса на датчике, информация отправляется на счётный пост либо напрямую, либо через промежуточные пункты сбора данных (эти промежуточные пункты не показаны на Рис.1).
Счётные посты, как правило, строятся на базе нескольких видов электронных модулей:
Посты, по сути являющиеся промышленными компьютерами со специфической периферией, помимо основных функций принятия решения о занятости/свободности участка, также выполняют запись и хранение данных по контролируемым участкам, и/или, будучи подключены к каналам связи с более высокоуровневым оборудованием систем автоматизации, передают данные «наверх».
Важным элементом системы счёта осей является пульт сброса ложной занятости.
Типичные ошибки систем счёта осей:
Правила безопасности требуют трактовать любую ошибку как занятость контролируемого участка. Таким образом, любая из типичных ошибок может привести к состоянию ложной занятости.
Для выхода из подобных ситуаций применяется пульт сброса ложной занятости. Он представляет собой электронное устройство, имеющее специфические функции, связанные с требованиями безопасности, например, способность фиксировать число нажатий на кнопку сброса.
Основные технические характеристики современных систем счёта осей:
Фиксация прохода колёсных пар на скорости — до 400 км/ч;
Дальность передачи данных от напольного оборудования до счётного поста — до 35 км;
Вероятность ошибки счёта — одна ошибка на миллион осей;
Температурный режим от -60 до +70 °С.
ЖАТ – железнодорожная автоматика и телемеханика
ССО – система счёта осей
СЦБ – сигнализация, централизация и блокировка
ДСО – датчик счёта осей