2. Аддитивные технологии как способ цифровизации производства и повышения гибкости цепочек поставок
Если пандемия коронавируса нас чему-то и научила, то это тому, что привычная налаженная работа цепочек поставок может вдруг стать абсолютно непредсказуемой. Так сложилось, что при формировании цепочек поставок, как правило, во главу угла была поставлена их потенциальная эффективность, а вопрос стабильности был второстепенным, и этот подход характерен для всех отраслей промышленности. Неудивительно, что многие цепочки поставок были нарушены, когда мировая экономика столкнулась с такой серьезной проблемой, как пандемия. Влияние карантинных мер на поставки деталей и материалов было очень серьезным во всех отраслях, но особенно тяжелым оказалось положение предприятий, работающих в сфере здравоохранения и производства медицинских устройств. Этот тяжелый опыт показал, что создание стабильных цепочек поставок является важной задачей для каждого производителя. Но пока компании решают данный вопрос, производственные линии должны продолжать работать. И тут на помощь приходят аддитивные технологии.
Так, 3D-печать стала настоящим спасением в ситуации, когда сбой в цепочках поставок привел к нехватке деталей аппаратов искусственной вентиляции легких, в то время как производство аппаратов ИВЛ было без преувеличения жизненно важным для людей во всем мире. В тот период компания Jabil оказала поддержку в разработке инновационной технологии производства разветвителей аппарата искусственной вентиляции легких при помощи 3D-печати. Это позволило использовать один аппарат для нескольких пациентов одновременно. Благодаря аддитивному производству было изготовлено более 60 000 разветвителей всего за три недели, при этом качество деталей оставалось на высоком уровне, необходимом для достижения положительных результатов в лечении пациентов.
Использование 3D-печати, кроме всего прочего, ускоряет цифровизацию производственных процессов, ведь аддитивное производство — это чисто цифровая технология. Она не требует средств технологического оснащения, а следовательно, позволяет снизить или вообще исключить затраты на переключение производства между разными типами оборудования и несколькими участками завода. Это радикальный отход от традиционных трудоемких методов производства, применяемых последние 150 лет в промышленной сфере, когда для достижения целевого уровня затрат, особенно на рынке потребительских товаров, чувствительных к цене, требовалась агрегация больших объемов производства на одной площадке.
В действительности самый революционный аспект аддитивного производства имеет мало общего непосредственно с 3D-принтерами. Ключевой момент состоит в том, что аддитивные технологии позволяют переводить цифровую форму в физический продукт. Файл для 3D-печати представляет собой уже готовый конечный продукт, в то время как проект (прототип) — это некий компромисс между итоговым, желаемым продуктом и возможностями традиционного производственного процесса. Таким образом, можно говорить о том, что 3D-печать — значимый шаг на пути кардинальной цифровой трансформации производств.
Причем цифровизация производства затрагивает не только этапы изготовления продукции, но и все смежные процессы, в том числе и цепочки поставок, и способы хранения деталей. Склады, перегруженные компонентами, которые могут устареть и остаться невостребованными, уходят в прошлое. Аддитивное производство переводит груды коробок, съедающих физическое пространство, в цифровые файлы, которые можно хранить в облаке и иметь к ним доступ в любой момент, как только понадобится.
Кроме цифрового хранения 3D-печать предоставляет еще одну важную возможность — расширение сети локализаций производственных площадок, что позволяет компаниям рассматривать внедрение аддитивных технологий в разрезе стратегического планирования бизнеса.
Расширение сети локализаций производственных площадок, по сути, представляет собой децентрализацию производственных мощностей, проще говоря, организацию нескольких небольших производств рядом с потенциальными потребителями вместо одного крупного завода, где сосредоточено все оборудование и все ресурсы компании. Так, компания Jabil использует возможности аддитивных технологий для организации сети заводов, что позволяет быстрого перемещать производственные нагрузки с одного географического рынка на другой, при этом затраты на переналадку технологических процессов и на «подстройку» продукта под конкретного потребителя оказываются минимальными. Это было бы невозможно без цифровых технологий 3D-печати.
Таким образом, аддитивное производство позволяет эффективно комбинировать реальные поставки компонентов с цифровыми (файлами деталей), что дает широкие возможности менеджмента продукта на всех этапах его жизненного цикла, от создания концепции до окончания срока службы. Производственные процессы могут быть оперативно перемещены на любую площадку, имеющую нужное цифровое оборудование, для этого необходимо лишь загрузить и отправить требуемый файл! Производство больше не привязано жестко к одному заводу и к налаженным цепочкам поставок. А это значит, что в случае какой-либо глобальной проблемы, подобной нынешней пандемии, у производителя есть больше возможностей для оперативного и гибкого реагирования: реорганизации цепочек поставок и переналадки производственных процессов в других точках производственной сети. Эта гибкость дает промышленности «запас прочности» в сложных экономических условиях, что, в свою очередь, повышает надежность мирового рынка в целом.
В свете широкого применения аддитивных технологий будущее промышленности выглядит как гибрид нескольких крупных мегазаводов и множества площадок, оборудованных с учетом требований цифровых технологий, таких как 3D-печать, и не только.
Заглядывая еще дальше, можно прогнозировать использование 3D-принтеров в сервисных центрах, в пунктах выдачи товаров и даже в жилых домах. Так аддитивное производство сможет сделать тот самый «последний шаг» к конечному потребителю. Апологеты аддитивных технологий считают, что 3D-печать уже скоро станет настолько доступной, что люди смогут просто купить файлы продукта и напечатать его самостоятельно, буквально за пару кликов.
Промышленность уже вступила на этот длинный путь, ведущий к такой степени гибкости, которую потребители ожидают от рынка, подобно тому, что компании Google и Amazon создали в сфере информационных технологий и электронной коммерции.