Идентификация фальшивых электронных компонентов: пример из практики. Часть 1

Резюме.

Контрафактные электронные компоненты прорвались в сегодняшнюю военную электронику. Проблема становится еще более острой при приобретении DMS деталей (снижающие производственные ресурсы).

Данная статья представляет краткое введение в предотвращение фальшивой продукции и стандарты определения, особенно если они относятся к аэрокосмической и военной отрасли. Обсуждается анализ отраслевой информации по типам и природе фальшивых компонентов, чтобы проиллюстрировать, какие именно детали чаще подделывают, затем приводится реальный случай от ведущего военного поставщика.

Ситуация касается двух смонтированных устройств ПП, не прошедших тестирование, в результате которого причина сбоя была определена как «неспособность записать конкретные адреса на системных скоростях». Ошибка была прослежена до 4MB SRAM, полученного от надежного поставщика. Пятнадцать других подозреваемых деталей сравнили с одной аутентичной деталью, закупленной напрямую от поставщика, одобренной производителем детали. Дефекты и аномалии были определены, но недостаточны, чтобы однозначно отказаться от этих деталей, как от поддельных, поскольку сбои могли также происходить в процессе предварительного покрытия оловом, что является специфическим требованием, если детали хранятся более трех лет. При последующем анализе тонкие различия между аутентичной и подозреваемыми деталями были определены и изолированы. Методы и процессы, выбранные для определения поддельных деталей, будут также здесь приведены, а также представлена оценки результатов вместе с дефектами, обнаруженными в отношении типов дефектов, приведенных в соответствующих тестовых стандартах.

Введение

«Федеральные Правила Военных закупок DFARS 252.246-7007, Система определения и исключения фальшивых электронных деталей» определяет фальшивую (поддельную) деталь как: Незаконное или несанкционированное воспроизведение, замещение или изменение, которые были сознательно несогласованные, ошибочно идентифицированы или иным образом искажены как подлинная, не модифицированная электронная деталь от оригинального производителя или источника с явно выраженным письменным полномочием первоначального производителя или текущей проектной деятельности , включая уполномоченного производителя послепродажного обслуживания. Незаконное или несанкционированное замещение включает представление использованных электронных деталей как новых или ложную идентификацию класса, серийного номера, номера партии, кода даты или характеристик производительности. (1)

Основные положения правил DFARS Case 2012-D055 включают:

  • Соблюдение правил закупок электронных деталей и устройств, содержащих электронные детали, включая коммерческие позиции (COTS)
  • Определение «Поддельные» и «С подозрением на подделку» ограничивается электроникой, включая встроенное программное обеспечение и прошивку
  • Затраты на поддельные электронные детали или электронные детали с подозрением на подделку и затраты на ремонт или действия по исправлению, которые могут потребоваться, чтобы исправить воздействие от наличия таких деталей, являются недопустимыми (если электронные детали не были предоставлены как GFE и своевременное уведомление об обнаружении не было предоставлено подрядчиком)

Опираясь на эти положения правил и на воздействие, которое может оказать использование поддельных деталей на эффективность систем, становится совершенно очевидно, как важно понять, идентифицировать и работать с деталями с подозрением на подделку в военной и аэрокосмической отраслях. Хотя текущее определение и правила применимы к электронике, ожидается, что данное определение будет расширено и будет включать не электронные продукты (например, оптику, механику, МЕМ и материалы). Таким образом, надежный процесс проверки деталей, которые получаются и используются в системах для поддержки аэрокосмической и военной отрасли, имеет первостепенное значение не только для бизнеса и промышленности, но и для пользователей продуктов, которые полагаются на эти системы, особенно военных.

Контрафактный бизнес деталей – это многомиллиардная долларовая индустрия.

Дискуссия о том, что контрафактные детали попали в цепь поставок, уже не нова, многие компании и технические журнал публиковали материалы на эту тему уже в 2002 году (2,3). Вот цитата из статьи “UKEA Position on Counterfeit Electronic Components” (Позиция UKEA по поддельным электронным компонентам»), опубликованной в 2006 году в газете Союза Электронщиков Великобритании (UKEA), авторы Pecht и Tiku (4):

Совет по серому рынку и поддельной продукции (AGMA), базирующийся в США, оценил, что в 2006 до 10% технологичных продуктов, продаваемых по всему миру, являются контрафактными, что составляет $100 миллиардов выручки от продаж. Однако, эта цифра не учитывает косвенных убытков. В 2007 году Управление патентов и товарных знаков США оценило, что общая «контрафактная и пиратская деятельность ежегодно отнимает около $250 млрд. от экономики США, а также 75000 рабочих мест. (5)

Первичным драйвером поддельных деталей является недостаток или сокращение производства ресурсов и материалов (DMSMS). Поняв, что потребительский рынок начал стремительно расти в 1980х и 1990х, база поставок деталей для производства для военных и высоконадежных устройств переживала трудное время, не справляясь с растущим спросом, и доступность деталей становилась все более сложной. Эти рыночные силы дали возможность внедрить в цепь поставок контрафактные детали через «серых брокеров электронного рынка». Согласно статье 2001 года по фальшивым деталям, «Один американский независимый дистрибьютор, пожелавший остаться анонимным, сказал, что он заплатил брокеру в Китае $70,000 за 1206 керамических конденсаторов около трех месяцев назад. 90-центовые детали, которые при менее сложных рыночных условиях стоили бы 20 центов, проскочили через две инспекции по качеству перед прибытием в производственный цех контрактного производителя» (6).

Плохие детали не всегда поддельные

Важно понимать, что, если в электронных деталях обнаружены аномалии, это еще не значит, что детали поддельные. Однако, это требует того, чтобы входящая инспекционная организация взяла на себя ответственность определить первичную причину, и понять, есть ли реальные подтверждения того, чтобы предположить, что детали из этой партии будут иметь дополнительные аномалии. Три важные пункта нужно учитывать, когда создаете систему скрининга на поддельность деталей:

  • Не так просто определить подделку, даже используя сложные аналитические методы
  • Они могут быть в цепочке поставок даже с авторизированными дистрибьюторами
  • Они в большей степени являются проблемой с устаревшими деталями.

Источник: SMT Magazine, July 2017

Задать вопрос