Десять рекомендаций по проектированию печатных плат для автомобилей

В статье, переведённой с английского специалистами А-КОНТРАКТ, рассматриваются особенности печатных плат для автомобильной электроники и предлагаются рекомендации по наиболее эффективному их проектированию.

Высокий уровень конкуренции, существующий на рынке современной автомобильной электроники, стимулирует производителей постоянно внедрять новые технологии, и совершенствовать уже имеющиеся опции, такие как автопилот, автоматическая парковка, экстренное торможение, запуск без ключа, контроль движения по полосе и тому подобные.

Важной и неотъемлемой частью любого электронного устройства в автомобиле являются печатные платы, их качество и надежность напрямую влияют на стабильность функционирования автомобильной электроники, а, следовательно, на комфорт и безопасность пассажиров и сохранность перевозимых грузов.

Рекомендации по проектированию, приведенные в этой статье, помогут разработчикам создавать максимально эффективные автомобильные печатные платы.

Роль печатных плат в автомобилестроении

Надежность функционирования автомобильных систем зависит от конструкции и компоновки печатных плат, обеспечивающих взаимосвязь между различными элементами автомобильной электроники (автомобильными датчиками, модулями GPS, системами освещения, концевиками дверей, блоком управления двигателем, аудиосистемой и другими). Успешные разработки в этой области оказывают большое влияние на всю отрасль автомобилестроения, а улучшение характеристик печатных плат, используемых в автомобильной электронике, сделало возможным внедрение таких важных функций, как:

  • оптимизация расхода топлива;
  • увеличение надежности систем безопасности. При помощи печатных плат осуществляется контроль таких систем, как подушки безопасности, радиолокационный и инфракрасный контроль, камеры кругового обзора и т.п., что помогает снизить количество дорожно-транспортных происшествий;
  • поддержка экологической безопасности благодаря созданию электромобилей и беспилотных автомобилей.

Рекомендации по проектированию автомобильных печатных плат

Любая печатня плата должна соответствовать требованиям, изложенным в стандартах (ГОСТ, IPC и др.). Это позволяет избежать ошибок при проектировании и, как следствие, проблем во время производства и эксплуатации печатной платы. Ниже даны советы, которые помогут разработчику автомобильных печатных плат выполнять рекомендации, приведенные в стандартах.

Ориентация и размещение компонентов

Расположение и ориентация электронных компонентов на печатной плате оказывают большое влияние на ее надежность, технологичность и производительность. Правильный выбор компонентов снизит риск возникновения дефектов при производстве и монтаже печатной платы. Далее предложено несколько советов по размещению компонентов на плате:

  • Ориентируйте похожие компоненты в одном направлении. Это облегчит выполнение трассировки и последующий процесс пайки.
  • Если планируется пайка волной пропоя, располагайте компоненты параллельно направлению волны. Это предотвратит образование перемычек припоя и возникновение разрывов цепи (отсутствие соединения).
  • Обеспечьте большее пространство между проводящими дорожками на плате (рис. 2).
  • Располагайте проводники под прямым углом друг к другу. Это уменьшит перекрестные помехи, связанные с паразитной индуктивностью.
  • Сначала размещайте крупные и наиболее важные компоненты.
  • Аналоговые и цифровые компоненты размещайте на разных участках платы.
  • Избегайте расположения высоких компонентов (например, электролитических конденсаторов) рядом с более низкими, поскольку это может отрицательно повлиять на качество паяных соединений.
  • Мощные компоненты должны находиться как можно дальше от других компонентов, чтобы оптимизировать рассеивание тепла на плате.
     

Расположение выводов для предотвращения наводок

Неправильное размещение выводов может повлиять на электромагнитную связь и вызвать взаимную индуктивность. Следование приведенным ниже рекомендациям повысит эффективность размещения выводов компонентов на печатной плате:

  • Избегайте размещения выводов близко друг к другу.
  • Проектируйте путь обратного тока рядом с основным путем тока в зоне с низким уровнем помех. Это поможет уменьшить площадь токовой петли.
  • Для повышения надежности платы следует выполнить комплексное заземление под контактами.

Трассировка сигналов в автомобильных печатных платах

Используйте от двух до четырех переходных отверстий на слой для соединения слоев, проводящих большие токи. Это повысит надежность, уменьшит резистивные и индуктивные потери и улучшит теплопроводность. При трассировке сигналов придерживайтесь следующих правил:

  • Используйте внутренние слои питания и заземления.
  • Защитите чувствительные сигналы от источников шума с помощью экранирующих слоев и обеспечьте контролируемое сопротивление
  • для их передачи. Токопроводящие дорожки на плате должны быть максимально короткими и прямыми.
  • Желательно, чтобы дорожки на двухслойных печатных платах располагались с одной стороны горизонтально, а с другой — вертикально.
  • На многослойных платах чередуйте вертикальную и горизонтальную трассировку дорожек на соседних слоях.

Эффективное управление температурным режимом

При использовании компонентов, которые поглощают свыше 10 мВт или проводят более 10 мА, необходимо обращать особое внимание на управление температурным режимом с целью обеспечения эффективного рассеивания тепла на плате. Вот несколько рекомендаций, которые помогут решить эту задачу наилучшим образом:

  • Выберите правильную толщину слоев меди и используйте сигнальные отверстия в качестве теплоотводящих отверстий, чтобы увеличить теплопроводность.
  • Расположите переходные отверстия для передачи сигнала ближе к компонентам с поверхностными выводами или прямо под SMD-компонентами.
  • Для мощных компонентов используйте радиаторы.
  • Поместите металлические термопрокладки под те части платы, которые будут подвержены нагреву.
  • Для передачи тепла от термопрокладок к заземляющим слоям можно использовать переходные отверстия с заполнением теплопроводящим материалом.
  • Используйте металлические внутренние слои, а также полиимидные материалы, так как они обладают улучшенными тепловыми  арактеристиками.
  • Используйте несколько плоскостей заземления и питания и напрямую соединяйте их с источниками тепла через теплоотводящие переходные тверстия. Это поможет снизить рабочую температуру и улучшить тепловой режим всей платы.
  • Отдавайте предпочтение материалам с высокой Tg (температурой стеклования), чтобы плата могла выдерживать высокие температуры окружающей среды.

Анализ проекта печатной платы

Не пренебрегайте анализом проекта на возможные ошибки, которые могли быть допущены в процессе разработки или внесения корректировок. Провести полноценную проверку поможет этот чек-лист:

  • Оцените, насколько корректно рассчитано расстояние между компонентами на печатной плате в целом и на отдельных ее слоях.
  • Проверьте ширину зазора между проводниками питания и заземлением. Убедитесь, что на плате имеется достаточное пространство под линии заземления.
  • Проконтролируйте правильность заземления аналоговых и цифровых цепей.
  • Удалите нежелательные линии, например, открытые заглушки и т.п., если таковые найдутся.
  • Проверьте соответствие всех соединений на плате соединениям в принципиальной электрической схеме.
  • Удостоверьтесь, что отступ внешнего края силового слоя от края печатной платы имеет достаточную ширину. Это позволит избежать коротких замыканий при его выходе на край.
  • Оцените целостность сигнала, целостность питания, наличие электромагнитных помех и проверьте общую безопасность печатной платы.

Стандарты, регулирующие процесс проектирования автомобильных печатных плат

Печатные платы — сложные многокомпонентные электронные устройства, от надежности которых зависит эффективность функционирования многих автомобильных систем, таких как связь, безопасность, система помощи водителю, блок управления двигателем и другие. Быстрое развитие технологий в отрасли автомобилестроения, в частности в сфере производства беспилотных транспортных средств, обусловливает постоянное усложнение электронных схем, что, в свою очередь, требует от разработчика знания и соблюдения стандартов, которые регулируют процесс проектирования автомобильных плат, а именно: IATF 16949, IPC-6012 класс 3, AEC-Q100 и SAE J3016_201401.

Стандарт IPC-6012 описывает требования к проводящему рисунку, толщине паяльной маски и медных слоев, а также к другим параметрам, которые необходимо учитывать при проектировании и производстве автомобильных плат. Вот некоторые рекомендации, основанные на информации из IPC-6012:

Следите, чтобы точность позиционирования отверстия находилась в пределах установленного допуска, который составляет
100 мкм.

Придерживайтесь минимально допустимого значения AR (соотношения диаметра и глубины) для сквозных отверстий. При механическом сверлении отверстий выбирайте минимально доступный размер сверла.

Убедитесь, что расстояние между стенками отверстия не превышает 40% от толщины диэлектрика.

Перед нанесением паяльной маски проверьте чистоту поверхности платы. Допустимый уровень загрязнений — 0,75 г/см 2 эквивалента хлорида натрия.

Перед оценкой платы на изгиб и скручивание после процесса пайки необходимо убедиться в отсутствии таких дефектов как трещины, обрывы и короткие замыкания.

Удостоверьтесь, что параметры паяльной маски соответствуют стандарту IPC-6012DA. Например, если вы используете плату с медным покрытием класса 3 и толщиной основной меди 18 мкм, допустимая толщина паяльной маски рассчитывается, исходя из таблицы 1.

Таблица 1

Область

Толщина паяльной маски

Проводник, расположенный рядом с площадками поверхностного монтажа

Минимум 5 мкм

Максимум 30 мкм

Заземляющие слои

Минимум 10 мкм

Максимум 60 мкм

Автомобильные платы должны отличаться высокой надёжностью и долгим сроком службы, поэтому для данного применения лучше всего подойдут печатные платы 3 класса IPC. Ниже приведено несколько советов по проектированию таких плат:

Металлизированные отверстия должны быть на 0,4 мм больше диаметра контактного вывода. Требуемая степень заполнения отверстия для выводов со сквозным отверстием составляет 75%.

Минимальный внутренний контактный поясок не должен быть менее 0,02 мм, а внешний — не менее 0,04 мм.

Придерживайтесь заданных допусков проводящего рисунка. Допустимое отклонение для платы размером до 300 мм составляет ±75 мкм, до 450 мм — ±112 мкм и до 600 мм — ±150 мкм (таблица 2).

Таблица 2

Отверстие

Контактная площадка

Площадка с удаленной металлизацией

Толщина печатной платы

Соотношение сторон

0.008"

0.023"

0.033"

Upto 0.062"

7.75:1

0.010"

0.025"

0.035"

Upto 0.100"

10:01

0.012"

0.027"

0.037"

Upto 0.120"

10:01

0.0135"

0.028"

0.038"

Upto 0.135"

10:01

Заземление сквозных монтажных отверстий

Монтажные отверстия должны быть металлизированы и заземлены. Одной из проблем являются плохие характеристики волнового
сопротивления
различных цепей. В основном это вызвано применением различных электронных компонентов и способом их соединения. Следовательно, при проектировании изделий автомобильной электроники можно использовать следующие практические рекомендации:

  • В чувствительных зонах размещайте индуктивные модули рядом со сквозными отверстиями.
  • Применяйте соответствующие фильтрующие схемы в зависимости от конфигурации сквозных отверстий.
  • Применяйте тонкие медные слои. Это уменьшит влияние паразитных индуктивностей сквозных отверстий.

Оптимизация высокочастотной цепи

Конструкция печатной платы для применения в автомобилестроении идеально сочетает в себе высокочастотные (RF) схемы. Решение проблем, связанных с совместимостью, энергопотреблением и долговременной надежностью, может оказаться сложной задачей. В процессе проектирования используйте следующие рекомендации:

  • Применяйте высоко-линейные активные или интерфейсные устройства.
  • Обратите внимание на эффективность радиочастотного интерфейса (RF), потребление тока и рассеиваемую мощность.
  • Выберите высокопроизводительный радиочастотный фильтр, чтобы свести к минимуму вносимые потери, температурный дрейф и помехи.
  • Используйте компоненты, которые объединяют функции передачи, приема и фильтрации в одном устройстве.

Применяйте правильные методы заземления

В процессе проектирования заземления в автомобильном устройстве:

  • На каждой плате обеспечьте единственную точку соединения земель.
  • Предусмотрите обширный полигон «земли» с максимально низким сопротивлением.
  • Соединяйте землю с входной цепью матрицей сквозных отверстий.
  • Всегда соединяйте экраны проводов с «землей».

Предотвращение электромагнитных помех

В любой электрической цепи жизненно необходимо предусмотреть меры предотвращения генерации электромагнитных помех. Это требуется для обеспечения надежного функционирования автомобиля в целом. Вы можете защитить своё устройство от воздействия помех при помощи перечисленных методов:

  • Площадь любого замкнутого контура должна быть минимальной.
  • Обеспечьте экранирование устройства и компонентов, генерирующих помехи.
  • Используйте дифференциальные пары для передачи сигналов на плате.
  • Оптимизация трассировки проводников и назначения выводов компонентов помогают уменьшить взаимное влияние сигналов.
  • Увеличьте емкость фильтров по питанию, используйте RC-цепи развязки.
  • Применяйте системы зажигания без распределителя (трамблёра) для исключения источника помех и электромагнитного излучения.
  • Использование прокола (шины) CAN уменьшает необходимое количество проводов, таким образом, можно снизить воздействие электрических помех и устранить проблемы электромагнитной совместимости.

Виды автомобильных печатных плат

В автомобильной электронике используются различные виды печатных плат. Нужный тип платы выбирается в зависимости от требований к её функциональным возможностям, а также с учётом ограничений, которые накладывает доступное для платы пространство в рамках конструкции того или иного устройства.

Жесткие платы: состоят из твердых ламинатов, таких как FR4, Rogers и т. д. и применяются в мониторах и камерах заднего вида.

Гибкие платы: имеют гибкую подложку для монтажа электронных компонентов. Их можно сгибать и скручивать и, следовательно, использовать в замкнутых пространствах. Такие платы используются в стереосистемах и системах мониторинга.

Гибко-жесткие платы: позволяют использовать обе упомянутые технологии в одной плате. Они находят свое применение в системах освещения.

Светодиодные печатные платы: в современных автомобилях для мощных и ярких светодиодов требуются схемы, способные эффективно рассеивать большое количество тепла. Это платы типа MCPCB, то есть платы на металлическом основании. Они используются в тормозной системе, в конструкции фар и указателей поворота.

Тяжелые медные печатные платы: для внешних и внутренних слоёв таких плат используется медная фольга толщиной 100 и более мкм. Они применяются в системах безопасности и сигнализации автомобиля.

В зависимости от назначения также могут быть использованы многослойные, двусторонние или односторонние печатные платы. Современные автомобили оснащены сложными высокотехнологичными электронными устройствами, в состав которых входят печатные платы, отвечающие за управление двигателем, эффективное расходование топлива, контроль систем автопилота и многое другое. Автомобильная плата должна соответствовать всем требованиям, связанным с функциональностью, терморегуляцией и целостностью сигнала. Рекомендации, приведенные в статье, безусловно, помогут разработчику создать надежную автомобильную печатную плату.


 

Комментирует Сергей Шихов, директор по управлению проектами, «А-КОНТРАКТ»

Многие виды печатных плат и электронных блоков, применяемых в автомобильной промышленности, относятся к изделиям ответственного применения. От их правильного и надежного функционирования могут зависеть здоровье и безопасность людей. Поэтому к проектированию таких устройств необходимо относиться с повышенным вниманием, не пренебрегая никакими аспектами, оказывающими влияние на характеристики.


Эта статья была опубликована в журнале «Технологии в электронной промышленности», №  3’2024  при поддержке  А-КОНТРАКТ. Скачать статью в формате pdf можно по ссылке ниже.

Задать вопрос