Высокий уровень конкуренции, существующий на рынке современной автомобильной электроники, стимулирует производителей постоянно внедрять новые технологии, и совершенствовать уже имеющиеся опции, такие как автопилот, автоматическая парковка, экстренное торможение, запуск без ключа, контроль движения по полосе и тому подобные.
Важной и неотъемлемой частью любого электронного устройства в автомобиле являются печатные платы, их качество и надежность напрямую влияют на стабильность функционирования автомобильной электроники, а, следовательно, на комфорт и безопасность пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
Рекомендации по проектированию, приведенные в этой статье, помогут разработчикам создавать максимально эффективные автомобильные печатные платы.
Надежность функционирования автомобильных систем зависит от конструкции и компоновки печатных плат, обеспечивающих взаимосвязь между различными элементами автомобильной электроники (автомобильными датчиками, модулями GPS, системами освещения, концевиками дверей, блоком управления двигателем, аудиосистемой и другими). Успешные разработки в этой области оказывают большое влияние на всю отрасль автомобилестроения, а улучшение характеристик печатных плат, используемых в автомобильной электронике, сделало возможным внедрение таких важных функций, как:
Любая печатня плата должна соответствовать требованиям, изложенным в стандартах (ГОСТ, IPC и др.). Это позволяет избежать ошибок при проектировании и, как следствие, проблем во время производства и эксплуатации печатной платы. Ниже даны советы, которые помогут разработчику автомобильных печатных плат выполнять рекомендации, приведенные в стандартах.
Расположение и ориентация электронных компонентов на печатной плате оказывают большое влияние на ее надежность, технологичность и производительность. Правильный выбор компонентов снизит риск возникновения дефектов при производстве и монтаже печатной платы. Далее предложено несколько советов по размещению компонентов на плате:
Неправильное размещение выводов может повлиять на электромагнитную связь и вызвать взаимную индуктивность. Следование приведенным ниже рекомендациям повысит эффективность размещения выводов компонентов на печатной плате:
Используйте от двух до четырех переходных отверстий на слой для соединения слоев, проводящих большие токи. Это повысит надежность, уменьшит резистивные и индуктивные потери и улучшит теплопроводность. При трассировке сигналов придерживайтесь следующих правил:
При использовании компонентов, которые поглощают свыше 10 мВт или проводят более 10 мА, необходимо обращать особое внимание на управление температурным режимом с целью обеспечения эффективного рассеивания тепла на плате. Вот несколько рекомендаций, которые помогут решить эту задачу наилучшим образом:
Не пренебрегайте анализом проекта на возможные ошибки, которые могли быть допущены в процессе разработки или внесения корректировок. Провести полноценную проверку поможет этот чек-лист:
Печатные платы — сложные многокомпонентные электронные устройства, от надежности которых зависит эффективность функционирования многих автомобильных систем, таких как связь, безопасность, система помощи водителю, блок управления двигателем и другие. Быстрое развитие технологий в отрасли автомобилестроения, в частности в сфере производства беспилотных транспортных средств, обусловливает постоянное усложнение электронных схем, что, в свою очередь, требует от разработчика знания и соблюдения стандартов, которые регулируют процесс проектирования автомобильных плат, а именно: IATF 16949, IPC-6012 класс 3, AEC-Q100 и SAE J3016_201401.
Стандарт IPC-6012 описывает требования к проводящему рисунку, толщине паяльной маски и медных слоев, а также к другим параметрам, которые необходимо учитывать при проектировании и производстве автомобильных плат. Вот некоторые рекомендации, основанные на информации из IPC-6012:
Следите, чтобы точность позиционирования отверстия находилась в пределах установленного допуска, который составляет
100 мкм.
Придерживайтесь минимально допустимого значения AR (соотношения диаметра и глубины) для сквозных отверстий. При механическом сверлении отверстий выбирайте минимально доступный размер сверла.
Убедитесь, что расстояние между стенками отверстия не превышает 40% от толщины диэлектрика.
Перед нанесением паяльной маски проверьте чистоту поверхности платы. Допустимый уровень загрязнений — 0,75 г/см 2 эквивалента хлорида натрия.
Перед оценкой платы на изгиб и скручивание после процесса пайки необходимо убедиться в отсутствии таких дефектов как трещины, обрывы и короткие замыкания.
Удостоверьтесь, что параметры паяльной маски соответствуют стандарту IPC-6012DA. Например, если вы используете плату с медным покрытием класса 3 и толщиной основной меди 18 мкм, допустимая толщина паяльной маски рассчитывается, исходя из таблицы 1.
Область | Толщина паяльной маски |
Проводник, расположенный рядом с площадками поверхностного монтажа | Минимум 5 мкм Максимум 30 мкм |
Заземляющие слои | Минимум 10 мкм Максимум 60 мкм |
Автомобильные платы должны отличаться высокой надёжностью и долгим сроком службы, поэтому для данного применения лучше всего подойдут печатные платы 3 класса IPC. Ниже приведено несколько советов по проектированию таких плат:
Металлизированные отверстия должны быть на 0,4 мм больше диаметра контактного вывода. Требуемая степень заполнения отверстия для выводов со сквозным отверстием составляет 75%.
Минимальный внутренний контактный поясок не должен быть менее 0,02 мм, а внешний — не менее 0,04 мм.
Придерживайтесь заданных допусков проводящего рисунка. Допустимое отклонение для платы размером до 300 мм составляет ±75 мкм, до 450 мм — ±112 мкм и до 600 мм — ±150 мкм (таблица 2).
Отверстие | Контактная площадка | Площадка с удаленной металлизацией | Толщина печатной платы | Соотношение сторон |
0.008" | 0.023" | 0.033" | Upto 0.062" | 7.75:1 |
0.010" | 0.025" | 0.035" | Upto 0.100" | 10:01 |
0.012" | 0.027" | 0.037" | Upto 0.120" | 10:01 |
0.0135" | 0.028" | 0.038" | Upto 0.135" | 10:01 |
Монтажные отверстия должны быть металлизированы и заземлены. Одной из проблем являются плохие характеристики волнового
сопротивления различных цепей. В основном это вызвано применением различных электронных компонентов и способом их соединения. Следовательно, при проектировании изделий автомобильной электроники можно использовать следующие практические рекомендации:
Конструкция печатной платы для применения в автомобилестроении идеально сочетает в себе высокочастотные (RF) схемы. Решение проблем, связанных с совместимостью, энергопотреблением и долговременной надежностью, может оказаться сложной задачей. В процессе проектирования используйте следующие рекомендации:
В процессе проектирования заземления в автомобильном устройстве:
В любой электрической цепи жизненно необходимо предусмотреть меры предотвращения генерации электромагнитных помех. Это требуется для обеспечения надежного функционирования автомобиля в целом. Вы можете защитить своё устройство от воздействия помех при помощи перечисленных методов:
В автомобильной электронике используются различные виды печатных плат. Нужный тип платы выбирается в зависимости от требований к её функциональным возможностям, а также с учётом ограничений, которые накладывает доступное для платы пространство в рамках конструкции того или иного устройства.
Жесткие платы: состоят из твердых ламинатов, таких как FR4, Rogers и т. д. и применяются в мониторах и камерах заднего вида.
Гибкие платы: имеют гибкую подложку для монтажа электронных компонентов. Их можно сгибать и скручивать и, следовательно, использовать в замкнутых пространствах. Такие платы используются в стереосистемах и системах мониторинга.
Гибко-жесткие платы: позволяют использовать обе упомянутые технологии в одной плате. Они находят свое применение в системах освещения.
Светодиодные печатные платы: в современных автомобилях для мощных и ярких светодиодов требуются схемы, способные эффективно рассеивать большое количество тепла. Это платы типа MCPCB, то есть платы на металлическом основании. Они используются в тормозной системе, в конструкции фар и указателей поворота.
Тяжелые медные печатные платы: для внешних и внутренних слоёв таких плат используется медная фольга толщиной 100 и более мкм. Они применяются в системах безопасности и сигнализации автомобиля.
В зависимости от назначения также могут быть использованы многослойные, двусторонние или односторонние печатные платы. Современные автомобили оснащены сложными высокотехнологичными электронными устройствами, в состав которых входят печатные платы, отвечающие за управление двигателем, эффективное расходование топлива, контроль систем автопилота и многое другое. Автомобильная плата должна соответствовать всем требованиям, связанным с функциональностью, терморегуляцией и целостностью сигнала. Рекомендации, приведенные в статье, безусловно, помогут разработчику создать надежную автомобильную печатную плату.
Многие виды печатных плат и электронных блоков, применяемых в автомобильной промышленности, относятся к изделиям ответственного применения. От их правильного и надежного функционирования могут зависеть здоровье и безопасность людей. Поэтому к проектированию таких устройств необходимо относиться с повышенным вниманием, не пренебрегая никакими аспектами, оказывающими влияние на характеристики.
Эта статья была опубликована в журнале «Технологии в электронной промышленности», № 3’2024 при поддержке А-КОНТРАКТ. Скачать статью в формате pdf можно по ссылке ниже.